- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Использование информационных технологий
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001219 |
Тема: | Использование информационных технологий |
Содержание
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» Кафедра информационных технологий Выпускная квалификационная работа Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики Выполнила: студентка з592-И группы Ажимканова Аягуль Куандыковна ______________ Научный руководитель: Старший преподаватель кафедры информационных технологий ИФМО Токарева Ольга Викторовна ______________ Выпускная работа защищена «_____»___________ 2014 года Оценка ___________________ Председатель ГАК: к.т.н., доцент Шатохин А.С. _______________ Барнаул – 2014 Оглавление Введение ……………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности .... 6 1.1. Современные информационные технологии …………………. 6 1.2. Дидактические основы проектной деятельности …………….. 10 1.3. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности учащихся ………………………………………… 22 1.4. Воспитание патриотизма через проектную деятельность ........ 24 Глава 2. Использование информационных технологий при работе над проектами ……………………………………………………………………... 27 2.1. Процесс разработки информационных проектов …………… 27 2.2. Анализ представленных результатов ………………………… 47 Заключение…………………………………………………………………….. 63 Список литературы……………………………………………………………. 64 Приложение …………………………………………………………………… 67 ВВЕДЕНИЕ Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена. Информатика в учебных заведениях стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Basic, Pascal), а в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки HTML). Ребята испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети. Проектный метод демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Считается, что адекватной современным требованиям к обновлению методических систем обучения предметным дисциплинам является личностно-ориентированная парадигма образования и концепция потребностно-информационного подхода П.В. Симонова. Основными технологиями личностно-ориентированного образования являются: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность (метод проектов), разноуровневое и дифференцированное обучение. Эти технологии могут приобрести более качественный уровень при использовании информационных технологий, сетевых компьютерных систем, информационных ресурсов Интернета. Указанные подходы положены в основу нового проекта образовательного стандарта общего образования по информационным технологиям. В качестве приоритетной выдвигается задача достижения начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий, что в значительной степени формируется при подготовке творческих проектов. Для стимулирования интереса школьника к освоению информационных технологий необходимы методы создания ситуации новизны, актуальности исследуемых проблем. Необходима связь содержания проектной деятельности с жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения компьютерных коммуникаций учащимися в проектной деятельности, что является важным фактором мотивации обучения. Исходя из всего вышесказанного, следует актуальность данного исследования: * Возможность использования проектной деятельности в любой школьной дисциплине для учащихся любого звена. * Повышение эффективности, мотивированности обучения, снижение перегрузки и усиление творческого потенциала учащихся. * Достижение начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий. Термин «учебный проект» приобрел специфическое использование в образовательной практике. В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. Данную проблему рассматривали многие авторы, такие как Полат Е.С., Шелепаева А.Х., Агафонова М.А., но мы будем придерживаться точки зрения Гиляровой М.Г., которая считала, что учебный проект основывается на следующих моментах: * развитие критического мышления, познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию; * проектная технология урока информатики; * самостоятельная деятельность: индивидуальная, парная, групповая, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; * решение какой-либо значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов в некоторой предметной области; * представление итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, презентации или сайта), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению. Предмет исследования: проектная деятельность учащихся как средство эффективного творческого воспитания. Объект исследования: творческое воспитание школьников в процессе проектной деятельности на уроках информатики. Гипотеза: использование проектных технологий на уроках информатики повышает познавательный интерес к предмету, расширит кругозор и творческий подход к изучаемому предмету. Цель исследования: подготовить учащихся, владеющих современными информационными технологиями, и, следовательно, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставим задачи: * помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т.е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки; * способствовать развитию творческого потенциала учащихся; * создать необходимые условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; * способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, представленных на 66 страницах. Список литературы из 32 источников, в приложениях представлены материалы разработанных проектов. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). «Информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. * Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. * При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды. В функции учителя компьютер представляет: * источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учи теля и книгу); * наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); * индивидуальное информационное пространство; * тренажер; * средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: * средство подготовки текстов, их хранения; * текстовый редактор; * графопостроитель, графический редактор; * вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); * средство моделирования. Функцию объекта обучения компьютер выполняет при: * программировании, обучении компьютера заданным процессам; * создании программных продуктов; * применении различных информационных сред. Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Интернете. Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Интернете. Досуговая среда организуется с помощью: игровых программ; компьютерных игр по сети; компьютерного видео. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио - и видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса: медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта. Способы самореализации человека в информационном обществе: самореализация посредством творческой деятельности; самореализация через создание своего образа; самореализация в мире симулякров (виртуальной реальности). Формы занятий занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, выход в Интернет, Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Педагоги сегодня умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.); умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства; активно используют информационные технологии в образовательном процессе; владеют навыками поиска информации в Интернете; владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций; умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий; владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями. Педагог должен: * знать и уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии, виртуальные лаборатории, интегрированные обучающие среды); * уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления аудиторией. По необходимости комбинировать, адаптировать их в зависимости от объема и уровня сложности материала, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, владеть навыками работы с различными презентационными программами (Power Point, Flash и др.), создавать собственные электронные средства обучения, уметь работать в Интернете, приобретать обучающие электронные средства, иметь финансовые средства для участия в различных обучающих семинарах, конференциях, олимпиадах, решать вопросы о предоставлении ему компьютерных классов для проведения уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий. Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека. Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся, то это произойдет очень скоро. С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития. Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет. Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может. Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду ИТ. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены. 1.2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность». Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями, как правило, по предмету «Технология». Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога. Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения. В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик исполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам. Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Из вышесказанного, очевидно, что практическим результатом учебной проектной деятельности является проект. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта». Классификация выполняемых школьниками под руководством учителя проектов приведена в книге «Педагогические технологии». Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий, следует говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с детьми путь создания проекта. Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект. Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий. У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует обратить главное внимание в данном проекте и как изменить задачи проекта, чтобы достичь поставленных педагогических целей. Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Обладая широкими возможностями, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению. Привлекательна для учащихся тематика интегрированных семейных проектов, связанных с изучением истории родного края и его культурных традиций (история, литература, краеведение). Многие школьники могут испытывать трудности в выборе темы проекта, особенно на начальном этапе обучения предмету. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим решением, обеспечением и оформлением, и проводить разъяснительную работу о содержании и возможностях того или иного проекта. При подборе объектов проектной деятельности учителю следует учитывать необходимые требования к осуществлению данного способа практического обучения, среди которых наиболее существенными являются: * подготовленность учащихся к данному виду деятельности; * интерес школьников к проблеме; * приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта; * практическая направленность и значимость проекта; * творческая постановка задачи; * практическая осуществимость проекта. Необходимо обеспечить следующие условия учебной проектной деятельности: возможность использования, применения полученных знаний, умений и навыков; соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям детей; наличие необходимых материально-технических средств; соответствие экологическим и экономическим требованиям; обеспечение безопасных условий труда; привлечение образовательных ресурсов школы и окружающей среды. Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по обеспечению потребностей в любых сферах деятельности человека. Потребности могут быть как материального, так и духовного плана. Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело. Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. Этот вопрос достаточно подробно освещается в литературе. Мы предлагаем несколько вариантов рассмотрения этапов проектной деятельности учащихся. В таблице 2 приведены характеристики основных этапов проектирования, которые могут быть учтены при организации учебного процесса. Однако творческие люди не всегда думают логически. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять их в разной последовательности. Это по мере возможности должно быть отражено в тексте проекта. Данный подход способствует развитию способностей к реализации творческих устремлений учащихся и одновременно более глубокому пониманию содержания, выбору и использованию необходимых средств, управлению деятельностью для достижения намеченных результатов. Характеристика основных этапов проектного обучения Этапы выполнения проекта Задачи, решаемые учащимися Деятельность учащихся Деятельность учителя Формы и методы обучения 1. Поисковый - поиск и анализ проблемы; -выбор темы проекта; - планирование проектной деятельности по этапам; - сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта - обсуждают проблему с учителем и сверстниками; - формулируют задачи; - уточняют и анализируют информацию; - устанавливают цели и выбирают план действий; - проводят исследования, фиксируют результаты - мотивирует учащихся; - ставит перед участниками проблему и организует ее обсуждение, объясняет цели проекта; - наблюдает, консультирует; - проблемная беседа; - рассказ; - консультация; -самостоятельная работа; - экскурсия 2. Конструкторский - поиск оптимального решения задачи проекта; - исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна - выбор технологии изготовления; - экономическая оценка; - экологическая экспертиза; - составление конструкторской и технологической документации - работают с информацией; - проводят синтез, анализ и оценку идей; - выполняют графические работы; - оформляют документацию - организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей; - высказывает предположения; - помогает в выборе решений; - советует (по просьбе); - рекомендует; - наблюдает; - консультирует - беседа; - дискуссия; - “мозговой штурм”; - морфологический анализ; - дизайн-анализ; - ТРИЗ; - ролевая игра; - самостоятельная работа 3. Технологический - составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; - выполнение запланированных технологических операций; - текущий контроль качества; - внесение при необ одимости изменений в конструкцию и технологию - выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделие; - осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности; - проводят контроль качества обработки деталей изделия - обеспечивает ма ериальную базу; - косвенно руководит деятельностью учащихся; - организует и координирует процесс изготовления; - знакомит с новыми приемами обработки материалов; - консультирует, советует - беседа; - показ; - упражнение; - самостоятельная работа; - практическая работа 4. Заключительный - оценка качества выполнения изделия; - анализ процесса и результатов выполнения проекта; - изучение возможности использования результатов проектирования - осуществляют самоанализ и самооценку резуль атов проектирования - готовят документацию к защите; - защищают проект; - участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта - консультирует; - оказывает помощь; - организует защиту и обсуждение проектов; - слушает; - участвует в анализе и оценке результатов проекта; - аргументировано оценивает работу учащихся над проектом - беседа; - дискуссия; - консультация; - деловая (ролевая) игра; - имитационно–деятельностная игра Этапы организации работы над учебными проектами № Содержание работ Сроки Исполнитель Контроль Примечание 1.1 Вводный этап. Установочное занятие: цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры будущих проектов. Мотивирование учащихся на проектную деятельность 1.2 Стендовая информация о проектной работе 1.3 Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и прочее) 1.4 Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов 1.5 Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта, распределение задач (обязанностей) между членами групп 1.6 Обсуждение и отбор идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации 1.7 Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работ. Установление процедур и критериев оценки проекта 2.1 Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация информационных материалов в соответствии с идеей и жанром работы 2.2 Индивидуальные и групповые консультации в поиске оптимальных решений и технологий выполнения проектных работ 2.3 Помощь в выборе путей и средств ресурсного обеспечения проектной деятельности 2.4 Консультирование деятельности учащихся в осуществлении целей проектных работ 2.5 Анализ и обсуждение промежуточных результатов в целях оптимизации процесса проектной деятельности 2.6 Помощь в организации взаимодействия учащихся с родителями и социумом в процессе выполнения проектов 3.1 Обобщающий этап. Помощь в систематизации и обобщении материалов, формулировании выводов 3.2 Репетиционно – консультационное занятие: “предзащита” проектов. 3.3 Доработка проектов с учетом замечаний и предложений 3.4 Подготовка к публичной защите проектов: - определение даты и места; - выпуск распоряжения о порядке защиты и составе аудитории (включая независимую экспертную комиссию – НЭК); - определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий временным творческим группам (медиа-поддержка, подготовка аудитории, фото-видио-съёмка и прочее); - определение списка гостей, приглашаемых на защиту, в том числе через анкетирование авторов проектов, и их приглашение; - составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной защиты; - оформление пригласительных билетов, подготовка аудитории; - стендовая информация о мероприятии; - подготовка раздаточных материалов и бланков оценки проектных работ 3.5 Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятий 4.1 Заключительный этап. Публичная защита проектов 4.2 Анализ выполненной работы, подведение итогов 5 Итоговый этап. Обобщение результатов. Оформление отчетов о проделанной работе. Архивирование материалов по выполнению и защите проектов Отметим наиболее важные педагогические приемы, которые используются в методе проектов. Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др. Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся. Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения. При проектном обучении не менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть видеофильм, книга, макет, журнал (устный или письменный), спектакль, выступление агитбригады, оформление помещений, школьного двора, создание спортивной площадки и т. д. Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. При подведении итогов учебного проектирования можно использовать лист отзывов, который включает следующие разделы: интересные, впечатляющие моменты; темы, которые наиболее полно раскрыты; уточнение, мнение, пожелание; главные выводы. Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов и отходов производства, рациональное планирование и организация учебного комплекса, информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий. В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат, как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обста....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: